Он работает арт-директором одного из сыктывкарских антикафе. Его стихи волнуют души тысяч людей. Его знают не только за пределами республики, но и страны. Возможно, он — один из самых сильных молодых поэтов современности. Конечно, это Moккo fm. Корреспондент нашего портала побеседовал с Мокко (он же Сергей Елсаков) о работе, творчестве, любви и многом другом.
— Арт-директор — это работа мечты?
— Нет, иначе было бы всё очень плохо. Я не хочу найти «работу мечты» в 23 года. Это идеальная работа для студента, коим я всё ещё являюсь.
— Арт-директор, даже исходя из названия, занимается творчеством. Ты как Мокко fm тоже занимаешься творчеством. Одно другому не мешает?
— Помогает. Так получается, что я занимаюсь организацией мероприятий, и часто выходит так, что это мои же мероприятия. Будь то сольный вечер, вечера друзей, «Поэтический слэм» или приглашение артистов из других городов.

— Твой бывший партнёр по команде КВН Андрей Кузнецов работает арт-директором в другом антикафе города. Это как-то мешает дружбе?
— Нет. Мы немного отдалились, но на то были другие причины. Когда я узнал, что Андрей попал на место арт-директора, то воспринял это с улыбкой. Если он получает удовольствие и находит воплощение своим безумным, в хорошем смысле, идеям, то я только рад. Конкуренции между нами нет.
— Что тебе дал КВН?
— Когда-то он дал очень много интересных контактов. Сейчас ребята, с которыми играли на одной сцене, начинают находить себе работу, занимать должности, и очень интересно узнавать, кто кем становится. Хотя я не могу назвать себя кавээнщиком, потому что играл недолго.
— Когда ты начал писать?
— В пятом классе. Это были стихи влюблённого пятиклассника к пятикласснице. Какими они могли быть по качеству? Но эта некая точка отсчёта, с которой всё пошло-поехало. Я не успокаивался, постоянно что-то писал, даже не зная, зачем. Сейчас я понимаю, для чего пишу, ставлю творческие цели.

— О чём же ты пишешь?
— Сложно сказать, потому что сейчас переходный период. Я записываю новый альбом, который выйдет в конце апреля, и он будет немного отличаться от раннего творчества. Поэтому расскажу, о чём писал. В основном, это чувства и состояния разных людей, какие-то конкретные судьбы. Мне не интересны, например, политические мотивы, мне интересно, чем и как я живу, что чувствую.
— А зачем пишешь?
— Во-первых, я уже не могу не писать. Это вошло в привычку: каждый день я работаю над текстом. Если не создаю новое, то редактирую старое, которое ещё не было опубликовано, либо записываю какие-то отдельные строчки.
Во-вторых, безусловно, любое творчество стремится к тому, чтобы находить отклик в людских сердцах и умах. Плюс, всегда очень приятно видеть, когда на твои концерты ходят.
— Ты уже успел съездить в тур?
— Да, это был тур по 11 городам России, Украины и Белоруссии. Я получил много опыта и впечатлений. Во время поездки ты видишь, насколько люди, которых ты совершенно не знаешь, интересуются тобой. Например, я бы никогда в жизни не подумал, что в Тюмени есть люди, которые могут прийти на мой концерт. Оказалось, есть.
— Ты считаешь себя известным?
— Всё познаётся в сравнении. Рядом с Полозковой — нет, я неизвестный, рядом с каким-нибудь поэтом, у которого в контакте 10 подписчиков, — известный.
— А звёздная болезнь есть?
— Она была в 10-м классе, но опять же, насколько это возможно для десятиклассника. Я ходил в театралку. Это было такое место, где постоянно собирались полные залы, постоянно были концерты. И в один момент ты начинаешь думать: «Да, я крут!» Но потом избавился от этого, и сейчас стараюсь быть скромным человеком.
— Ты уже сказал, что признавался в любви пятикласснице. В более старшем возрасте писал стихи девушкам? Как они реагировали?
— С тех пор, как я пришёл к псевдониму Мокко fm, все мои стихи о любви посвящены одному человеку — девушке, с которой мы вместе уже почти три года. Она очень строго оценивает произведения. То есть, как обычно происходит? Какой-нибудь парень раз в год написал четверостишие, она счастлива. В наших отношениях уже такого не будет, нужно, чтобы новое стихотворение о любви было ещё более очаровательным, чем предыдущее.

— Как вообще реагируешь на критику?
— Нормально. Но на критику только от тех людей, к которым я прислушиваюсь. Потому что если ты будешь постоянно слушать кого-то, можно с ума сойти. Ведь критики изначально не правы, они не знают, какие цели ставит перед собой автор, создавая произведение. Критики часто вообще не задаются этими вопросами, они оценивают только результат.
— Допустим, если будет адекватный комментарий в контакте, как прореагируешь?
— Недавно одна девушка прокомментировала видео с «Поэтического слэма», что, на её взгляд, лучше убрать жестикуляцию, потому что она мешает восприятию. И такое мнение вполне имеет право на жизнь, я обратил на это внимание. Так что реакция будет абсолютно спокойной.
— Что тебя вдохновляет?
— Во-первых, жизнь, потому что я пишу об этом. Во-вторых, музыка, потому что я пишу под неё и уже не могу по-другому.
— Кстати, о музыке: тебе её кто-то подбирает или пишешь сам?
— Нахожу в Интернете. Для тех, кто работает в жанре «стихи в аудио», является нормой ежедневно искать какие-то новые альбомы современных классиков. На самом деле, их очень много, и каждый находит пять-шесть ключевых авторов, под которых потом сводит альбомы.
Вообще, жанр постепенно развивается. Ребята, с которыми мы дружим, теперь ищут себе композитора, чтобы работать с ним более целостно. Ведь авторская музыка всегда интересна.
— Авторские права нарушаешь?
— Обычно мы связываемся с ребятами и говорим, что хотим использовать их музыку. Они, как правило, не против. К тому же, мы в любом случаем указываем авторство, да и сама такая музыка не продаётся.

— Тебя узнают по голосу?
— Скорее, да. Но иногда путают с другими. Есть три автора, которых постоянно путают: Дима Птицами, Дима Олейник и я. Мы не понимаем, почему так происходит. Наверное, потому что, когда публиковались стихи в совместном прочтении, не всегда правильно указывали порядок, и у людей перемешались имена.
— А на улице?
— Редко, но бывает. Недавно две девочки лет 16-18 рядом с работой сказали: «А мы Вас знаем» и пошли дальше.
— Ты пробовал петь?
— Нет, и слава Богу. В театралке пытались научить, но у меня отвратительный слух. Я люблю, как и все люди, напевать что-нибудь, но если кто-нибудь слышит это, то просит замолчать.
— Почему тогда кладёшь стихи на музыку?
— Потому что как раз-таки не пою. Так и выкручиваюсь.
— На твой взгляд, зачем вообще нужна поэзия?
— Наше поколение выросло, в основном, не заботясь о том, где найти деньги на еду. Мы более адаптированные к достижению своих мечт, чувств, мы можем не работать лет до 18, потому что родители обеспечивают. Поэтому мы можем позволить себе скучать, а со скуки люди начинают читать. Ведь скука чаще возникает именно у думающих людей, и они обращаются к книгам. В книгах люди находят себя, и от этого им становится легче жить, ведь там они находят ответы на свои вопросы. Для этого же нужна и поэзия. Она помогает облегчить жизнь, направить вектор «думалки» в какую-то нужную сторону. А иногда – просто вспомнить какое-то острое чувство, коих полно в нашем мире.
— Последний вопрос: если бы ты был журналистом, какой вопрос задал бы сам себе?
— Это были бы вопросы не по теме. Я бы интересовался мнениями насчёт того, что происходит в мире. Например, ситуацию между Россией и Украиной. Я бы хотел, чтобы это был разговор, обмен мнениями, а не просто вопрос-ответ. То есть некая «беседа на кухне».
По поводу Украины и России… Моё мнение основывается на том, что я слышу от друзей из Украины, которые находятся в гуще событий. Они говорят, что смотрели как российское, так и западное телевидение, и что в обоих случаях говорят ерунду. На самом деле, ситуация находится посредине: вредят все, и «бандеровцы», и «москали».
Моё мнение — не надо людям трогать эту ситуацию, пусть политики разбираются между собой. Главное, чтобы во всех этих политических штуках не потерялись добрые отношения между друзьями-народами. А это уже зависит только от нас самих.

Выбор Mokko fm
— Современные писатели:
Бернар Вербер, Мишель Уэльбек, Эрленд Лу, Ричард Бах.
— Классические писатели:
Фёдор Достоевский («Преступление и наказание»), Михаил Лермонтов («Герой нашего времени»).
— Современные поэты:
Птицами, Дима Олейник, Ес Соя, Андрей Орловский, Мори
— Классические поэты:
Сергей Есенин и Владимир Маяковский
— Любимая книга:
Повесть Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Если у кого-то трудные времена, то советую прочитать, и это заставит поднять пятую точку с дивана и начать что-то делать.
Беседовал Алексей Боровенков
Фото Ивана Федосеева