В Юношеской библиотеке Коми поговорили о настольных играх, искусстве и дзэн

В эту субботу оранжевый зал Юношеской библиотеки Республики Коми стал местом проведения четвертого лектория «Пифагоровы штаны». Традиционно для слушателей прозвучали лекции молодых людей Сыктывкара на актуальные темы.

Первое слово дали Георгию Кругову, выступившему с темой «Настольные ролевые игры 2.0». Для начала лектор поинтересовался у публики, слышал ли кто-нибудь о существовании настольных ролевых игр. Как оказалось, половина зала поняла, о чем будет идти дальше речь. Для того чтобы ввести в курс дела остальных и дополнить знания уже сведущих, Георгий рассказал, с чего все начиналось.

Оказывается, все началось в 70-х годах в Америке. В то время люди заполняли свой досуг настольными играми, так как компьютеров еще не было, а телевизор, как единственное средство развлечения, мог быстро надоесть. Особенно популярны были так называемые «варгеймы»: две армии под управлением игроков сражаются друг с другом. На пик своей популярности стал подниматься жанр фэнтези, что разнообразило игровой процесс, добавив фантастических персонажей в действие. Людей в армиях заменили маги, орки, драконы и прочие существа, которые обладали индивидуальными способностями. Помимо игроков был мастер, который придумывал сюжет, реагировал на действия, решал их исход.

омпьютерные игры – прямой наследник настольных ролевых игр. Неоспоримым преимуществом первых является полная свобода действий, которая дает возможность самовыражения. Сейчас настольные игры есть любой тематики и жанра.

R5ibUwThuuw

По мнению лектора, есть одна большая проблема – в России долгое время все это никак не развивалось, поэтому подавляющая часть обучающих книг по настольным играм на английском языке. Долгое время переводами и распространением занимались фанаты. Сейчас ситуация улучшается.
– В отличие от компьютера, на котором ты можешь поиграть в одиночку, нужна компания. С этим сложнее. Нужно сообщество людей, которым это нравится. Я пытаюсь его развить, – замечает Георгий Кругов.

После теоретической наступила практическая часть выступления: четыре человека заняли места определенных персонажей, которые выполняли каждый свою роль. Задача: совместно выйти из критической ситуации, применяя индивидуальные способности. Игральный кубик, или по-другому «дайс», случайным образом определял ценность выполненных действий. Мастер, в свою очередь, комментировал и «строил» сюжет игры.

Продолжили лекторий Мария Суслова и Александр Крымов темой «Где заканчивается грань искусства?». Выступающие, недолго думая, сами ответили на свой вопрос: «Нигде».

– У современного искусства нет граней. Грани есть у восприятия. Существует проблема – отношение россиян к современному искусству. В умах людей прочно осело советское официальное искусство, отсутствует толерантность по отношению к другим видам самовыражения в нем. Современное искусство сложное для понимания. Одних художников может понять любой зритель, а для других нужен определенный жизненный опыт. Например, Казимира Малевича нельзя смотреть, вырвав из временного контекста. Для этого необходимо знать историю, прочитать «Манифест супрематизма, – выражает свое мнение Александр Крымов.

WNsjl5bJDU4

Для того чтобы наглядно показать, в какой ситуации сейчас находится современное искусство, выступающие представили видео российского каллиграфа с псевдонимом «Покрас Лампас», на котором молодой человек расписывает крышу здания «Красного Октября» белыми красками. К видео прилагались скриншоты негативных комментариев из социальных сетей.

– Я была в шоке, когда увидела эти комментарии. В России очень мало поддержки таких проектов, поэтому большинство специалистов и талантливых художников уезжают на запад. Люди привыкли к классике, академическим рисункам, живописи. Это неплохо и имеет место быть, но создаются рамки, которые не дают выйти наружу всему современному. Я имею в виду, конечно же, хорошее современное искусство, – говорит Мария Суслова.

Путь развития современного искусства и его подачи в Сыктывкаре ребята начали с выставки «Разноглазие», организованной своими силами. Реакция молодежи была положительна, однако СМИ отнеслись к этому событию неоднозначно. А этой осенью Мария Суслова организовала выставку в очень специфичном месте, похожем на подъезд. По ее мнению, в этом был андеграунд и свобода.

– Если мы, творческие люди, объединимся, создадим какой-то крупный проект наподобие «Terra Rave» и будем его развивать, то потянутся творческие люди, и это будут замечать все. Когда влияешь на большинство, то можно уже менять сознание, отношение к творчеству, – резюмирует Мария Суслова.

Завершал лекторий Алексей (говорит) – так он был представлен — темой с интригующим названием «Вы должны стать полностью сумасшедшими». Лектор предупредил сразу: разговора о психологии, психиатрии и сумасшествии не будет.

– Мы живем в очень непростое время. В это время очень много трудностей культурного плана, которые обусловлены совпадением двух печальных факторов: информационная эпоха, которая нам скорее идет во вред из-за перенасыщенности индивида информацией; капитализм и те культурные и философские проблемы, которые она за собой несет. Все это подчиняет определенному образу жизни и мышления. Мы все мыслим в одних и тех же терминах, относимся к миру примерно одинаково, – подводит Алексей.

По мнению лектора, исправить это могут три вещи: рациональное отношение к окружающему миру, философское переосмысление окружающей действительности; религиозные практики, стандарты поведения, мораль; наркотики, которые на психоэмоциональном уровне перестраивают человека. Последний вариант Алексей, конечно же, никому не рекомендует.

pOnvYnOhpTM

Но есть отдельный способ – дзадзэн, философское созерцание мира, медитация.

– Мое знакомство с дзэн произошло при прочтении книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Там есть замечательная сцена, где компьютеру, который по-русски называется Глубокомысленный, задали самый главный вопрос «Жизни, Вселенной, и Всего Такого…». Ответ на этот вопрос герои книги ждали семь миллионов лет. В конце концов, компьютер дал ответ: 42. Это был самый дзэнский ответ в литературе, который впоследствии многие пытались разгадать, – рассказывает Алексей.

Причина безуспешных разгадок этого ответа на экзистенциальный вопрос – рационалистический подход. Если подойти к этому с точки зрения дзэн, все получилось бы иначе.

По словам Алексея, дзэн – это религия, но не совсем. Например, в нашей религии есть Бог, заповеди, ритуалы, символы. В дзэне нет ничего из этого, есть только единственная практика – медитация. Все остальное там нивелируется. Это философия крайнего нигилизма, когда отрицается вообще все, даже существование человека. Дзэн говорит о том, что смысла в том или ином поступке нет никакого. Вся семиотика нашего мира не воспринимается: если назвать голову яблоком, смысл не изменится. В дзэне необходимо не погружаться в логику, а оставаться на уровне интуиции. Отказавшись от символьной системы, стереотипов мышления, которые выстроила цивилизация, можно избавить себя от огромного количества стрессовых факторов.

– Правильней всего проводить эту лекции было бы так: прийти и помолчать минут тридцать. Может быть, кто-нибудь бы обрел просветление, которое называется «сатори». Скорее всего, большинство бы ничего не поняли и ушли домой расстроенные. Но это было бы самым верным разговором о дзэн и сатори, – признается Алексей.

Елена Торопова

Фото Юношеской библиотеки РК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *