5 ноября отмечается День военной разведки. «Твоя Параллель» пообщалась с тем, кто знает об этой службе непонаслышке. Именно Леонид Краснопёров гонял парней на конкурсе «Лучший призывник Республики Коми». И навыки, полученные за годы службы в военной разведке, ему очень пригодились.
— Изначально ты хотел идти служить в армию? И в какие войска?
— Вопроса «служить или нет» у меня не возникало, мой род идет от казаков, у нас в семье принято так. Хотел попасть в спецназ, но в тот момент именно туда набора не было. Послали служить в мотострелковую часть. Если честно, не особо обрадовался. На КМБ (курс молодого бойца – прим. ред.) старшими у нас были сержанты из разведбатальона, которые рассказывали о службе в этом подразделении. Я понял — элита, мне туда. Попросился, меня представили перед присягой начальнику штаба разведки, и вскоре я попал в одну из рот разведывательного батальона. Для информации — данный разведбатальон два года становился лучшим в Ленинградском военном округе.

— В какой войсковой части служил?
— Служил в Ленинградской области, в/ч 02511, 138-ая Отдельная Красносельская ордена Ленина Краснознаменная мотострелковая бригада, разведывательный батальон.

— Чему учили? Какими навыками должен обладать военный разведчик? Чем он отличается от прочих военных?
— Много чему учили. Много бегали, много работали с оружием, много было тактической подготовки, стреляли из всех видов оружия, также была специальная подготовка. Разведчик – это, прежде всего, нестандартный солдат, он не должен мыслить линейно. Его основная работа ведется в тылу врага, потому мозг должен работать 25 часов в сутки. Помимо этого, во всех планах он должен превосходить рядового бойца — мы воюем всегда в меньшинстве, а значит, недостатки в подготовке могут обернуться трагически.
— На «гражданке» полученные знания и навыки пригодились?
— Армия вообще кардинально меняет мировоззрение, на многие вещи начинаешь глядеть по-другому. Служба в разведке закалила характер, научила терпению и твердости в достижении цели. Это помогает в работе сейчас.

— Это правда, что вас учат спать на снегу?
— Спать на снегу может любой солдат. Мне доводилось есть много снега. Во время занятия по ведению разведки из «секрета» зимой выдавало меня дыхание из моего сугроба-«секрета». Офицер приказал есть снег, чтобы пар не шел изо рта. Приказ был дельным, дыхание больше не выдавало меня, с маскировкой было все в норме. Но полтора часа поедания снега надолго запало мне в память.
— После срочной службы пошёл на контрактную и остался в военной разведке?
— На контрактную службу не пошел. Звали офицеры из 2-ой Бригады специального назначения к себе, но по ряду причин отказался.

— Самое яркое воспоминание о военной разведке?
— Это когда первый раз брал «Языка». На учениях. Два часа лежал в луже, потом с напарником произвели захват, потом час убегали по лесу, скрываясь от погони. Адреналин бешеный.
— Военная разведка связана с получением информации, которую нельзя раскрывать даже своим близким. Когда тебя родные спрашивают, чем ты занимался, а ты не отвечаешь, на тебя обижаются?
— Если не отвечаю, значит так надо, обид нет.
— А нам расскажешь?
— Все что мог, уже рассказал.

— Почему решил уйти с военной службы и чем занимаешься сейчас?
— Были определенные планы будущей работы, потому пришлось уйти. Сейчас занимаюсь подготовкой пожарных и спасателей в УГТУ, занимаюсь подготовкой кадетов в университете. Навыки, приобретенные в разведке, очень помогают этому. Служить в разведке – это, прежде всего, быть патриотом. Быть на острие дано не каждому и если туда идут, то исключительно из любви к Родине.
Беседовал Илья Баканов
Фото автора и из личного архива респондента