Пока Республику Коми неумолимо заметает снегом, давайте вернёмся на пару месяцев назад, в лето. Корреспондент «Твоей Параллели» побывал на российском юге — в постолимпийском Адлере (районе Сочи) — и спешит поделиться впечатлениями от куска рая на Земле, а также дать несколько советов по отдыху в России осенью.
Блеск и нищета
— Ты мне деньги даже на еду не высылаешь! Думаешь, здесь кто-нибудь будет бесплатно кормить?
Проходящая мимо девушка с ребёнком даже не подозревает, насколько она права. На курорте дорого всё: от магнитиков и продуктов первой необходимости до элитного жилья и спецвечеринок. Жителю Севера есть с чем сравнить: цены в гипермаркетах «Магнит» Сыктывкара и Адлера разнятся примерно на 30% в пользу Коми.
Сюда стекаются денежные потоки. Если верить ВЦИОМ, 14% россиян в этом году отдохнули на курортах Краснодарского края. Всё, что нажито в денежных регионах, бурными водопадами, реками и ручейками течёт на курорты, чтобы быть спущенным за пару недель.
Очень помогла в притоке туристов Олимпиада. Её отсвет повсюду: в новеньких отелях, раскиданных повсеместно символах, дорогих иномарках. Особенно в иномарках. Все, кто мечтал увидеть вокруг тонированные «шестёрки» с доносящимися из них словами «Летит машина как стрела», будут посрамлены. В Адлере «Тойоты» и «Хонды» — норма, «БМВ» и «Мерседесы» — обыденность. Удивить могут разве что «Ламборджини» и «Победы».



Да и к ним привыкаешь со временем.
Это не шутки, мы встретились с маршруткой
Хорошим машинам нужны хорошие дороги. Так водить свою ля-асточку гораздо легче. И водители маршруток на полную используют свежевыстроенные магистрали. Мчаться на скорости под сотню по оживлённой автостраде, попутно выдавая сдачу и разговаривая по телефону? Запросто.
При этом если вы не знаете, где ваша остановка, это ваша проблема (привет Аршавину). «Посмотрите в телефоне, он лучше меня скажет», — такой ответ может выдать любой водитель маршрутки. Другие поступают иначе: тупо неправильно называют пункт назначения, и тебе приходится полчаса идти до дома на своих двоих. Про тесноту, духоту и сломанные сиденья даже говорить не стоит.
Из плюсов – маршрутка стоит дешевле, чем, допустим, в столице Коми. Всего 19 рублей против 20 сыктывкарских (благодаря тому, что кондуктору платить не надо).
Под крылом самолёта
Так же, как и в столице Коми, аэропорт в Адлере находится в самом городе, недалеко от центра. Для фотографов – рай. Соцсети пестрят качественными и не очень снимками снижающихся «Боингов» на фоне автострад или колеса обозрения.

Но есть нюанс. Если в Сыктывкаре от шума авиамоторов преимущественно страдают только аборигены местечек Кочпон и Чит, то в Адлере тысячи человек вынуждены жить с грохотом моторов над головой. Рейсов в международном аэропорту Сочи в десятки раз больше, чем во всех аэропортах Коми вместе взятых.
Хотя и к этому привыкаешь.
Мир бездонный
Море грязное, но не воняет, как пугали бывалые туристы. Скорее, совсем не пахнет и менее солёное, чем, например, у берегов Турции. Но глотать воду — себе дороже. Люди постоянно мучаются с животом (особенно касается маленьких детей), потому что, как говорят местные жители, всё дерьмо из канализации льётся прямиком в Чёрное море.



Случается, что рядом плывут фекалии (видел своими глазами). Однако дельфины тоже не брезгуют приближаться к людям (тоже видел своими глазами). Так что вопрос о чистоте воды оставлю открытым.
Пляж, кстати, галька. Такие крупные камушки, по которым невозможно ходить без обуви. Что остаётся делать туристу? Правильно, привыкать.

Всё путём
Один из самых часто встречающихся товаров в густо натыканных ларьках — футболки с изображением Путина Владимира Владимировича. Надписи всячески подчёркивают имидж мирового лидера: «Кто против нас пойдёт — три дня не проживёт», «Своих не бросаем», «Всё путём». Цена, как ни странно, демократическая — 300 рублей. Столько же стоит одна поездка на водном банане, 300 граммов шашлыка или три литра пенного (с последнего даже сдача останется).

Кстати, о пиве. Вспомнилась мантра, повторяемая сторонниками ЗОЖ и «Твоей Параллелью» одобряемая: «Купить банку спиртного дешевле, чем мороженое или абонемент в спортзал». Вот и в Адлере у уличных торговцев висит наглядное объявление: «Литр гранатового сока — 100 рублей, литр пива — 90 рублей». Причём 90 написано поверх слоя корректора, за которым угадывается трёхзначное число. Но рекомендуем всё же гранатовый сок.
Без Тагила
Мимо проходит супружеская пара неопределённого возраста, громко хохоча и нечленораздельно хрюкая. Дама вдруг очухивается и говорит своему кавалеру, что не грех бы вести себя немного скромнее, а то ведь вокруг люди.
— Да *** их в рот! — прямолинейно отвечает суженый.
Что удивительно, такая сцена нетипична. Откровенно пьяных ничтожно мало (может, прячутся по отелям?), половина из них ведёт себя тихо. Споров и потасовок между горячими южными и разгорячёнными северными парнями тоже нет.
Основной контингент — пожилые люди из пансионатов и санаториев, семьи, преимущественно с маленькими детьми (большие должны быть в школе), реже молодожёны. Компании друзей и одиночки выглядят амурскими тиграми среди домашних кошек.
Кумиры молодёжи
— Летом на моих детских конкурсах было по 50-60 детей, однако и 15 человек во второй половине сентября (когда малышня вообще-то должна быть в школе) — это тоже отличный результат.
МС Кюп — шоу-мен на одном из местных пляжей. Каждый день он проводит несколько конкурсов, в числе которых обязательно один детский. Сегодня ребята должны называть одну историческую личность, не повторяя друг за другом.
— Киркоров! — кричит в микрофон девочка лет шести, которой выпало отвечать первой.
— Киркоров! — повторяет стоящая рядом с ней сестра, на пару лет младше. Сжалившись над бедняжкой, Кюп засчитывает ответ.
Следующий после девочек восьмиклассник сначала называет Диму Билана, но ведущему такой персонаж кажется недостаточно великим.
— Путин. Он писатель, — немного подумав, даёт ещё один ответ парнишка и отправляется к родителям.
Через несколько человек малыш-дошкольник, с трудом произнося по буквам слово «президент», всё же худо-бедно определит роль Путина в истории. Победы он не добьётся, как и шестиклассник, считающий, что Кутузов был грузином, воевавшим с немцами, как и девочка пяти лет, называющая историческими личностями свою плюшевую игрушку и проплывавшего вчера рядом дельфина. Победит парень, который хотя бы примерно знает, что сделали Королёв и Ломоносов.
А где же рай?
Вообще, на российском юге хорошо. В некотором отношении даже лучше, чем на заграничном.
Во-первых, с девальвацией рубля по отношению к иностранным валютам, ехать в Турцию или Египет стало в полтора-два раза дороже. Российские курорты тоже подняли цены, но ездить в них всё равно немного дешевле. А если организация оплачивает дорогу к месту отдыха, то траты становятся ещё менее обременительными.
Второй очевидный плюс — язык. С местными официантами и продавцами гораздо легче обсудить международную обстановку или то, что вам необходимо средство от гриппа. Да и какие-нибудь «родные» «Колдрекс» или «Антигриппин» внушают больше доверия, чем заморские препараты, на которых нацарапана арабская вязь.
Еда в этих краях является идеальным сплавом экзотики и питательности. С одной стороны, родные пельмешки и шашлык, с другой — смеси из непривычных овощей и фруктов. Желательно найти для себя одно место, в котором будут нормально кормить, и есть только в нём. Акклиматизация, вода иной жёсткости, другая кухня — всё это и так будет действовать на желудок. Стоит ли дополнительно бить по нему раз за разом?
Южные фрукты — это нечто. По сравнению с тем, что везут в северные магазины, небо и земля. Я бредил сочными, полными витаминов апельсинами ещё две недели по приезду в Сыктывкар. Потом ничего, привык.
И конечно, солнце. Берег турецкий даже в сентябре сожжёт белокожика из Коми за считанные минуты. Российское солнце более милосердно к туристам, и на отдых можно приезжать без тонн защитного крема.
Человек и природа
Самое лучшее, что есть на юге, это природа. Легендарные пицундские сосны, кипарисы, виноград, который свисает прямо над вашей головой — вот это вот всё. Невозможно не восхищаться, зеленью, морем, дельфинами, плывущими в 20 метрах от пляжа, львёнком, сидящим на руках у местного Запашного, и прекрасной тёмной ночью, когда на тебя смотрят миллионы звёзд.



С другой стороны, есть человек. Прибрежные улочки, на которых нет тротуаров, и людям, и машинам приходится делить между собой пространство. Недостроенные к Олимпиаде отели, так и стоящие мёртвыми исполинами. Бутылочное стекло под крупной галькой. Железная дорога, проходящая вдоль моря и выдыхающая газы прямиком на шезлонги.



И все мы догадываемся, кто выживет на этой планете, а кто так, временно.
***
Уже почти наступил октябрь, а вокруг пальмы и температура под 40 градусов на солнце. На обратной дороге в аэропорт в машине нет кондиционера, как не было его и при первом трансферте.
Адлер — это ровные дороги, красивая ночная иллюминация, горы и море в шаговой доступности, современные торговые и развлекательные центры.
Адлер — это мусор на улицах без тротуаров, скрытая-явная торговля алкоголем из-под полы, пренебрежение к людям со стороны тех, кто должен людям помогать.
Адлер — это не кусочек рая, как говорит нам реклама. Сочи — это кусочек России, только где-то далеко на юге.


Алексей Боровенков
Фото автора
P.S. Автор приносит извинения читателю за плохое качество снимков — буквально в первый же день в Адлере у него сломалась камера, и пришлось использовать телефон.