Население, его характеристики непрерывно меняются через процессы рождаемости, смертности, формирования и распада союзов, миграции. Меняется численность населения. Пока мы с вами рассуждаем, численность населения Земли увеличилась примерно на полторы сотни человек.
В 2010 году в России проводилась очередная всероссийская перепись населения. В 9 классе мы изучали тему: «Население России». И я решила попробовать провести миниперепись в нашей школе. Но тут же возник вопрос? А нужна ли эта перепись моей школе? Актуально ли это на данном этапе развития школы? И тут же появился ответ, что данное исследование актуально, потому – что школа это тоже государство, а значит, перепись поможет понять некоторые из процессов, происходящих в этом государстве, узнать больше о его жителях, строить планы на перспективу.
Цель исследования:
Составить демографический портрет школы, определить перспективы её развития.
Задачи исследования:
1. Привлечение внимания детей к демографическим проблемам страны, республики, района.
2. Формирование навыков работы с различными источниками географической и статистической информации.
Методы исследования: Проведение социологических опросов; сравнение, сопоставление полученных результатов; анализ полученных материалов, выделение главного; предметные теоретические исследования; изучение статистических материалов.
В ходе работы мною (вместе с руководителем) были использованы следующие материалы (школьную документацию): классные журналы, книгу движения учащихся; приказы по школе, материалы отчетов.
Наша перепись в средней школе № 2 проводилась с 15 января 2014 по 1 марта 2014 года. Все данные собирались и анализировались по состоянию ученического коллектива на 1 сентября 2014 года. В исследовании приняло участие 74 респондентов из 113 возможных. Сбор данных осуществлялся на основе самозаполнения переписного листа школьника. Учащимся было выделено по одной анкете на человека.
По сравнению с итогами предыдущей переписи 2002 года население страны сократилось на три с лишним миллиона человек. Таковы первые данные мониторинга Всероссийской переписи, которая прошла с 14 по 25 октября 2010 года.
По предварительным данным, всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек, или на 2,2миллиона человек (1,6%). Сокращение происходило из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся).
Россия остаётся высоко урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7% против 73,35 в 2002 году. По данным переписи 2010игода, сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 515 тыс., чел., против 9956 тысяч человек к 2002 году. Переписью учтено 66 205тысяч мужчин и 76 700,2 тысячи женщины. Соотношение мужчин женщин несколько ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин. По численности населения Россия, занимающая огромную территорию, пока занимает лишь девятое место.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. — 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.
В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. — 142,6 млн. человек (99,2%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.
При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).
Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. — 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% — это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. — 67%).
ПРОГРАММА ПЕРЕПИСИ В ШКОЛЕ
В школе существуют отношения: учитель – ученик, ученик – ученик. И чаще всего эти отношения происходят в образовательной плоскости. И бывает, проучился с одноклассником 11 лет, а ты о нем почти ничего не знаешь.
Поэтому для школьной переписи были составлены вопросы:
как менялась численность населения школы за последние 5 лет;
рейтинг мужских и женских имен;
сколько детей в семьях наших учеников;
представители, каких национальностей учатся в нашей школе;
какие религии исповедуют наши ученики;
любимый школьный предмет;
какой язык хотели бы изучать в школе;
чем занимаются в свободное время;
кем хотят стать;
любите ли вы ходить в школу.
Для получения ответов на эти вопросы появился переписной лист для школьников.
1. Численность учащихся школы.

Изменение численного состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня. По данным школьной статистики, количество учащихся нашей школы, за последние 5 лет, почти не меняется. На начало нынешнего учебного года в школе обучалось 113 человек. Данная стабильность радует. Но можно вспомнить 2004 год – тогда обучалось 218 человек. А это говорит, о том, что, даже не зная данных переписи 2010 года можно сказать, что численность жителей в России сокращается.

В первый класс ученики поступали за последние 5 лет не так стабильно, в 2011-2012 году наблюдается спад числа первоклассников.
2. Соотношение мальчиков и девочек.

По данным полученным в ходе исследования по школе средний показатель процентного соотношения мальчиков и девочек за последние 5 лет составляет 49,38 и 50,62%. Это почти повторяет и ситуацию в стране. Согласно переписи 2010 года в России женщины составляют 53,8%, а мужчины – 46,2% от общей численности населения.
Был проведен подсчет распространенности имен за последние 5 лет и выявили, что на первом месте среди мужских имен — Денис (8 человек), на втором месте — Иван (7 человек), на третьем – Александр и Дмитрий (6 человек), а среди женских на первом месте — Анна (7 человек), на втором — Юля, Настя и Катя (5 человек), на третьем — Ира (3 человека).
3. Количество детей в семье.

Для естественной смены поколений, то есть простого замещения родителей без увеличения численности населения, необходимо, чтобы половина семей в стране воспитывала двух детей, другая половина – трех (компенсация бездетных и одиноких). В России средний размер семьи составляет 3,2 человека, т.е. подавляющая часть семей имеют не более 2 детей.
Результаты школьной переписи это подтверждают. В основном в семьях наших учащихся по 2 ребенка – в 31 семье и по 3 ребенка – 23 семьи. Из диаграммы видно, что растет количество семей с 3 детьми, это не может не радовать, это перспектива для нашей школы. Есть у нас и семья, в которой 7 детей.
4.Этнический, языковой и религиозный состав учащихся.
Россия – многонациональная страна. Очень сложен ее этнический состав. И в нашей школе крупные по численности народы соседствуют с малыми.
К сожалению, вопрос о национальности и религии у многих школьников вызвал затруднение. Они знают национальность отца и матери, а вот что ближе ученику – ответить трудно. В нашей школе основная масса учащихся – русские. Еще есть — коми, молдаване, белорусы, украинцы, немцы. Но в результате опроса не сформировались точные данные. Такая же ситуация сложилась и с вероисповеданием. Многие учащиеся считают себя неверующими. При этом в ходе бесед выяснилось, что большинство родителей ребят – православные. Есть и такие, кто не знает вероисповедания своих родителей.
После исследования этого вопроса, хочется, чтобы школьникам на уроках больше рассказывать о языках, культурах, обычаях, традициях и вероисповеданиях народов России, чтобы показать, что каждая нация достойна уважения, неповторима, удивительна. Возможно, что после анкетирования и сами ребята заинтересуются традициями своей семьи.
Но в то же время, я очень рада, что в моей школе моим друзьям все равно, кто ты по национальности и какой ты веры.
5. Рейтинг предметов.

У каждого школьника есть любимый предмет. Из проведенного опроса выяснилось, что 30,9% учеников считают своим любимым предметом физкультуру, изобразительное искусство – 22%, географию -17,64, математику – 15,62. Физкультура, любят во многом благодаря тому, что не нужно ничего записывать в тетрадь и решать задачи. Математика в рейтинге на 4 месте, а русский язык занял одно из последних мест. Очень грустно, ведь это одни из самых серьезных предметов из школьной программы.
6. Изучение языков.

В нашей школе со 2 класса изучается английский язык. Во время исследования выяснилось, что ребят этот язык устраивает, но 15,62% хотели бы изучать его более углубленно. Очень порадовало, что 15,62% школьников хотели бы изучать коми язык. Нашлись и почитатели немецкого, китайского, испанского, французского языков.
7. Интересы наших школьников.

В современном мире мы уже ничего не представляем без компьютеров. Вот и большая часть ребят школы в свободное время увлекаются компьютером – 32%. Кроме этого наши школьники – занимаются в спортивных секциях, любят слушать музыку, танцевать, читать, вязать, рисовать.
8. Кем я хочу стать?
Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?» Оказалось, что дети не знают, какими хотят овладеть профессиями. Таких ребят 27 %. Очень жаль. Остальные 73 % опрошенных видят себя в будущем в разных профессиях, самые популярные из них:
автомеханик — 16 %
врач – 8%
юрист – 7%
учитель, воспитатель – 6%
дизайнер — 5 %
Среди профессий были и такие: программист, ветеринар, экономист. И хотя многие еще не определились с профессий, радует тот факт, что школьники хотят стать врачами и учителями, это нужные профессии.
9. Отношение к школе.

После анализа этого пункта анкеты, оказалось, что почти все дети в школу не любят ходить. Сначала я очень испугалась. Есть ведь любимые предметы, хотят изучать новые языки. Откуда тогда 98%?
После ответа на вопрос ПОЧЕМУ, Все встало на свои места. Оказалось, что не хотят ходить в школу, потому, что надо вставать утром. Значит почти всем школьникам и родителям, надо пересмотреть свой режим дня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школа – это маленькая страна со своими порядками, обязанностями, общественной жизнью, законами, которые отражают характеристики населения всей России в целом.
Проводя школьную перепись, я пришла к мысли, что в нашей школе все разные, все имеют свои увлечения, интересы, но все вместе мы одна маленькая школьная семья, а в любой семье все должны друг друга хорошо знать, уважать и ценить.
Данное исследование объективно может показать картину, начиная от внутренних и семейных проблем ребёнка, до проблемы собственного самоопределения, особенно для старшеклассников, ведь многие из них, изучая экономическую географию, оказываются совершенно не готовыми к встрече с реальной экономикой, в её конкретных, для них, проявлениях. Ведь не секрет, что одной из причин неудач на рынке труда является отсутствие у выпускников адекватных представлений о будущей профессии, ведь зачастую они выбирают её в последний месяц – два занятий. Наша перепись заставила уже сейчас найти в себе «тягу» к какой – либо профессии, задуматься о своей профессиональной предрасположенности.
После проведенного исследования, можно точно говорить, что многим ученикам надо менять свой режим дня. Освободив больше времени для сна, возможно легче буде вставать утром и появится желание идти в школу. Данный пункт исследования будет полезен и родителям.
Обработанная информация полезна так же и для дальнейшего планирования работы школы. Мне кажется, что можно моделировать и осуществлять работу школы, направленную на удовлетворение пожеланий учащихся. В ребятах нужно с раннего детства воспитывать пытливость, любопытство к познанию окружающего мира, в результате появится интерес к школе, к знаниям.
В ходе проекта была достигнута главная цель – сформирован демографический портрет школы.
Кроме всего выше сказанного это исследование может помочь увидеть демографические проблемы не только в нашей школе, но и в нашем населенном пункте, соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в районе, республике, стране.
Анна Манджу