С 1 сентября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно ему, телеканалы, интернет-СМИ и печатные издания, не относящиеся к общественно-политическим СМИ, должны указывать возрастные ограничения для потребителей контента. Однако подробно закон описывает правоприменительную практику маркировки контента только для телеканалов.
В случае с Интернет и печатными версиями СМИ формулировки остаются достаточно размытыми. В итоге, в каждой редакции этот вопрос решают по-своему.
Согласно новому закону, всё, что может нанести вред детям, их психике, душевному спокойствию и здоровью, должно быть отмечено специальной меткой. Каждая телекомпания обязана графически обозначить, для какого возраста предназначена её продукция. При этом, как говорится в законе, существует несколько ступеней возрастных ограничений: всё, что можно смотреть детям в эфире до 6 лет (0+), после 6 (6+), после 12 (12+), после 16 (16+) и после 18 (18+).
Под возрастную маркировку попадет та телепродукция, в которой присутствуют сцены жестокости и насилия, нецензурная брань, реклама наркотиков, алкоголя, азартных игр, оправдание противоправных действий, проституция, бродяжничество, «информация порнографического характера» и даже тема «отрицание семейных ценностей и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи».
Графические отметки появились с 1 сентября на телеэкране перед началом указанной программы, в её анонсах в межпрограммном пространстве, а также после окончания каждого рекламного блока. Продолжительность показа такого обозначения не должна быть меньше 8 сек. Нововведение касается всей телепродукции, которая появляется в эфире с раннего утра до поздней ночи.
Но следует отметить, что Российская ассоциация электронных коммуникаций выступает против распространения действия закона «О защите детей от вредной информации» на общественно-политические онлайн-СМИ. «Каким образом должна редакция исключить или оставить маркировку новостных лент? Может ли информационное агентство выдавать оценку контенту, ставя возрастную маркировку? Ведь фактически, поставив маркировку 12+, 18+, автоматически редакция выдает оценку тому контенту, который внутри, чего, по идее, информагентство делать не должно, оно должно выдавать беспристрастные новости», – пояснил Плуготаренко, генеральный директор РАЭК.
Также можно найти и плюсы нововведения. Пришел родитель домой, уставший после работы, и ему некогда, да и нет желания, разбираться, что смотрит ребенок по ТВ. Но когда на экране появятся отметки, указывающие на то, с какого возраста можно смотреть определенные передачи, контролировать просмотр можно будет, лишь взглянув на экран. Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить свое чадо переключить канал.
У ребёнка непременно должны быть ограничения на просмотр определенных ТВ-программ, но при этом нужно помнить, что для подростков эти ограничения могут иметь обратный эффект. Известно, что, например, антинаркотическая пропаганда дала обратный эффект и возбуждала у подростков интерес попробовать наркотики. В отношении маленьких детей ограничения на просмотр ТВ безусловно нужны, а вот в подростковом возрасте метод прямых запретов, как правило, не действует.
Если родители и запрещают своему чаду смотреть определенные программы или играть в компьютерные игры, то непременно должны предложить ему что-то взамен: общение, игры, прогулки. В противном случае могут возникнуть конфликты.
Лично я могу не рекомендовать детям к просмотру – это сцены жестокости, физического насилия, убийства. Это достаточно вредно для психологического развития. При этом не только взрослые передачи, но и некоторые мультфильмы содержат информацию, которая детям не нужна. И, кстати, «Ну, Погоди!» не относится к их числу.
Подготовила Мария Сорвачёва