Скрежет, напоминающий звук бормашин, полуодетые люди, чьи лица искажены от боли. Это не Освенцим или Бухенвальд. В Сыктывкаре открылся съезд российских татуировщиков Тату EXPO-2014.

Официальное открытие, запланированное на 11 часов, решили отложить на попозже: организаторы ждали, когда на выставку подтянется побольше народу. Но мастера живописи (ведь пишут они, в прямом смысле, по живому) уже сидели по своим местам и набивали всем желающим тату. В итоге ещё до открытия на руках, ногах и спинах молодых людей и девушек уже появлялись контуры татуировок-участников одной конкурсных номинаций.


В то время, пока живописцы трудились над моделями, посетители, не желавшие на своей шкуре ощутить всю красоту татуировок, робко следили за работой мастеров. Впрочем, на Тату-Экспо были и другие развлечения. Можно было впервые в жизни взять в руки электрогитару и под снисходительным взором преподавателей «Школы рока» сбацать что-нибудь громкое. Или восхититься костюмами и образами, созданными дизайнером Вероникой Лютоевой.

После 17 часов на сцену со скрипкой вышел, как его представили, мастер импровизации Евгений Рябашев. Под аккомпанемент живой гитары и неживого, но вполне насыщенного компьютерного сопровождения он сыграл несколько известных произведений различных жанров: от рока до фламенко. И играл так яростно, что конские волосы его смычка рвались один за другим. Но со струнами всё было в порядке, так что судьба Паганини его не постигла.

Затем развлекательная программа уступила место конкурсной, но от этого не менее развлекательной. Ведущий по имени Бомбер пригласил на сцену жюри, в составе которого были признанные мастера своего чернильного дела Кирилл Тотай и Михаил Мечо, и объявил о начале конкурса по трём номинациям:»Биомеханика». Реализм, портретная тату» и «Орнаментальная татуировка». Один за другим на сцену выходили живые картины, эксперты их тщательно осматривали, о чём-то спрашивали и что-то записывали на листочках, должно быть, оценки.


Развлекательную программу продолжили файерщики Power of fire. Огонь в закрытом помещении, конечно, не допустили, но было мощно. Культурную программу продолжила группа Highlights, сыгравшая несколько композиций в стиле трип-хоп. Песни сыктывкарской группы, что не так часто встречается, были на английском языке. И что почти не встречается, английский язык вокалистки был чистым, она пела практически без акцента.

Последняя номинация конкурса называлась Best of Day. Как раз в ней принимали участие люди, просидевшие под иглой мастеров весь день. Она оказалась наиболее многочисленной — 14 участников. После тщательного осмотра свеженабитых тату, жюри удалилось для принятия решений по всем номинациям и спустя некоторое время вернулось для объявления результатов. Кирилл Тотай пояснил, что работы оценивались по 10-бальной шкале, в каждой номинации назначены три призовых места, и почти все участники их по праву заслужили. Также Кирилл призвал конкурсантов в будущем обратить внимание на правила гигиены: всё, чего дотрагивается рука мастера, должно быть обёрнуто плёнкой. Иначе на подобных форумах в Европе их просто удалят.

В итоге в номинации «Биомеханика» победу одержала работа питерского мастера Владимира Мульта. Татуировки, набитые сыктывкарцем Тихоном Макаровым заняли оба оставшихся места на призовом подиуме. В номинации «Реализм» самой красивой признали тату, выполненную Дмитрием «Хирургом» Хлихановым из Новосибирска. Кстати, набита она на вышеупомянутом Тихоне Макарове. Ну в самой, по выражению Бомбера, адской номинации, «Best of Day», самой оперативно-креативной оказалась Валентина Рябова из Санкт-Петербурга.

«Настоящие мотоциклисты ездят на «Уралах»

Не все участники Тату EXPO напрямую соответствовали названию фестиваля. Например, байкеры, которые хоть и не работают с кожей, зато им прекрасно знакомо железо. Конечно, покатушки на чопперах по выставочному залу особо не устроишь, поэтому железные кони смирно стоят в сторонке, пока их хозяева объясняют посетителям особенности кастомайзинга. Алексей Боро и Димон из ухтинской мотомастерской Kustom Crew, а также их сыктывкарский коллега по увлечению и друг по жизни Саша Фанкар нашли время и для общения с корреспондентом портала «Куда Идти».

— Первый вопрос, который напрашивается сам собой: неужто из Ухты на своих мотоциклах приехали?
Димон: Нет, конечно. Мы же нормальные люди. На обычных машинах. Мы и в отпуск на поезде едем, как положено, с тёщей в плацкарте (смеются).
— Быть байкером в наших северных широтах – тяжкий труд. Зимой по двум колёсам скучаете? Когда сезон начинаете?
Алексей: Сезон для меня вообще не начинается и не заканчивается. Он круглый год продолжается.
Димон: Зимой мы едем, например, в Индию, а летом – по России катаемся. Берём билет на самолёт, а там берём мотоцикл напрокат.
Саша: Можно и купить. Они там дёшево стоят. Правда, объём двигателей маленький, народ там экономит на топливе.
Димон: Лично я на следующий год хочу поехать на Гоа. 17 января там какая-то тусовка собирается. Там будут мотоциклисты, которых вы называете байкерами, на биг-байках, типа «Харлеев». А вообще там в основном ездят на маломощных перделках.

— Принципиально, на чём ездить, на чоппере или спортбайке?
Саша: Это личное дело каждого.
Димон: Если Алексей будет ездить на спортбайке, я с ним разговаривать не буду (смеются). На самом деле, всё зависит от того, что в голове. Какая разница, на чём он ездит?
Саша: Есть богатые люди, у которых, видимо, в кошельке места не хватает. Вот они и начинают покупать себе ненужные вещи. Например, мотоциклы спортивного характера в пластмассе. Через полгода, может, в разобранном состоянии, может в частично разобранном состоянии об столб достаётся какому-нибудь нормальному перцу по доступной цене. С этого всё начиналось в Сыктывкаре. Поэтому все удивляются, почему у нас так много спортбайков. Потому что все богатенькие спонсоры, назовём их так, покупают мотоцикл, не понимая, зачем он им нужен, и продают его за копейки. Я себе покупал свои первые мотоциклы именно так. Заканчивая мысль о том, кто на чём ездит: это не принципиально. Но те, кто ездил на советских «Уралах» и «ИЖах», они настоящие фанаты, они продолжают на них ездить. А если ты покупаешь сразу же готовое, в упаковке, садись и езжай, не факт, что он настоящий мотоциклист, что он будет ездить, что ему это будет нравиться.

— Насколько я понял, вам режет ухо, когда вас называют байкерами…
Саша: Мне не важно, как меня называют. Для меня слово «байкер», если переводить с английского, означает «велосипедист». Может, мотосайклист лучше? На самом деле, это всё фигня, весь этот цирк, который мы видим в телевизоре и СМИ. Есть шоумены в косухах и прочих причиндалах. На самом деле, за этим ничего не скрывается. Это шоу, это ничего не значит.
— Раз вы так пренебрежительно относитесь к стереотипам, что вы делаете на ТатуЭкспо?
Алексей: Мы вообще не понимаем, что тут делаем (смеются). Просто приехали потусоваться с друзьями. А татуировки — это просто способ самовыражения, а не какой-то китч. Или что-то на память делается.
Димон: У меня вот есть тату, голова индийского слона. Точнее, индийского бога Ганеша.

— Ещё один стереотип – рок-музыка…
Саша: Вот ребята-кастомайзеры слушают рокабилли, у них и прикид соответствующий. Я тоже слушаю рокабилли. Слушаю рок-н-ролл, хэви-метал, ска-панк.
— То есть «Born to be wild» вы своим гимном не признаёте?
Димон: Да пошли они в ж… На самом деле, всё это мы любим, всё уважаем, но не надо делать из этого какие-то иконы. Мы занимаемся кастомайзингом, который зарождался ещё в 1920-30-е годы. Тогда рок-н-ролла ещё не было, был джаз.
— Насколько ваши услуги пользуются спросом?
Алексей: Пользуются. У нас вообще нет свободного времени. Кому-то одну железяку делаешь, кому-то другую. Нам бы ещё пару человек в команду не помешало бы. Подобных мастерских у нас практически нет, и все обращаются к нам. Так что спрос есть.



Илья Баканов
Фото Ивана Федосеева
По материалам сайта Куда Идти