Вы никогда не хотели почувствовать себя князем Владимиром? Или примерить на себя костюм эльфа? Воплотить подобные мечты в реальность возможно, но весьма непросто. Чем живет ролевое движение в Сыктывкаре и с какими трудностями сталкивается, рассказывает руководитель и идейный вдохновитель «Клуба 1000» Артем Коротаев.
— Расскажите немного об истории клуба.
— «Клуб 1000» открылся три года назад. Изначально он был неофициальным. Сначала мы занимались в 25-й школе, потом – на улице, пока у нас не было помещения. Когда я перешел работать в Сыктывкарский лесопромышленный техникум, туда же перевел клуб и официально зарегистрировал. На сегодняшний день я являюсь единственным руководителем. Изначально «1000» создавалась с целью увеличить количество людей, заинтересованных в участии в ролевых играх, в реконструкциях – чтобы было больше молодежи. Начиная, наверное, с 2007 года, движение в Сыктывкаре «умерло». Клубов было много: они открывались, потом руководитель уходил, все закрывалось. Лет пять, наверное, было затишье, никто ничего не делал, пока энтузиасты не решили провести игру. Они позвали людей, которые когда-то этим занимались, позвали новичков. После того, как я увидел, что случилось с ролевым движением в Сыктывкаре, решил, что пора открыть клуб. Для того чтобы движение жило, чтобы ребята были увлечены не только самой игрой, но и могли делать костюмы, ездить на фестивали, соревнования. Могли показать что-то свое, интересное и красивое.

— На какую аудиторию ориентирован клуб?
— На любую, с восьми лет до пожилого возраста. Есть молодые люди, они приводят девушек. Кто-то находит свою любовь в игре: я давно-давно нашел там свою жену.
— Атрибутика приобретается или изготавливается самими участниками?
— Об атрибутике нельзя сказать просто, потому что кому-то дано шить, кому-то нет. Мне не дано, шьет жена. Зато я умею ковать, сам этим занимаюсь. Каждый делает то, что ему по силам. Кто-то только шьет обувь, все остальное покупает, зато свое может продавать. В дальнейшем многие занимаются этим как бизнесом, такой опыт не должен пропадать даром.
Сложность в нехватке материалов. Заказывать их нужно издалека. Например, есть определенный вид латекса, из которого делают маски для ролевых игр. Его можно заказать только в Европе или Америке большими партиями.

— Как и где проходят игры?
— Раньше проходили стихийно, по крайней мере, пока не появился клуб. Были условные места, где ролевики собирались, строили крепости. Просто лес: пришли, как туристы, построили, нарисовали карту, выложили в Интернет. Для ролевых игр сюжеты – это книги, фильмы, игры. Кто-то делает по своим историям, но есть и готовые сценарии. Люди прочитали правила, приехали на игру, два-три дня отыграли, все за собой убрали и уехали.
Сейчас — после того как появился клуб — я отправляю бумагу на место проведения игры, официальное письмо. Естественно, когда это реконструкция, должна дежурить машина скорой помощи, но это весьма накладно. Поэтому в Сыктывкаре мы фестивали не будем проводить, пока нам государство не поможет.
— Главные отличия ролевых игр от реконструкций?
— Наверное, в том, что в реконструкциях люди делают все конкретно под тематику фестиваля. Если сказано, что выбрана эта эпоха в этой стране, то участники не могут сделать костюм из другого времени. Была определенная одежда – именно ее и шьют, причем только так, как раньше. Если написано, что было десять швов, то должно быть столько же. Если написано, что пуговка была из кожи, значит, она должна быть из кожи.
Есть серьезные исторические фестивали, где все выполняется до запятой. Если ты, например, герцог, то вот фотография, находки, источники, по ним все делается. Это называется live history. Если вы хотите приехать на фестиваль такого рода, то не надо ожидать яств и красивых блюд. Если это был лагерь, значит, лагерная жизнь. Если не было гречки, то ее и не будет. Разделывать дичь, есть, пить можно только теми предметами, которые были в то время. Стиральный порошок нельзя использовать, спички тоже. Все мелочи должны быть соблюдены.
— В клубе также практикуется современный мечевой бой. Расскажите подробнее об экипировке, правилах.
— Есть две разновидности: спортивный меч и сам современный мечевой бой. Они различаются по правилам. Спортмеч – более мягкая форма, мечевой бой ближе к действительному, который раньше практиковался. Сражения бывают один на один, меч-щит, меч-баклер, копье и копье-щит. Используется сертифицированное оружие, которое не способно нанести тяжелых телесных повреждений. Переломы исключены, поэтому в соревнованиях могут участвовать дети от шести лет и старше. В клубе мы пока не занимаемся с маленькими детьми, поскольку под них нужна немного другая экипировка.

— В каких турнирах участвует клуб?
— Из реконструкций самым крупным фестивалем был «Великий Болгар» в Казани. В первый день его посетили пять-семь тысяч человек. Были организованы огромный палаточный лагерь, турниры, концерты, мастер-классы.
Я участвовал в небольшом историческом турнире в Израиле, это как минимум международный уровень. Также Warhammer Fantasy Battle, ребята участвовали в ролевой игре «Умереть в Иерусалиме».
— Как распределяются роли для игр? Зависит ли это от уровня мастерства участников или проводится жеребьевка?
— Роли на больших играх распределяются следующим образом: есть мастерская команда, она набирает группу полумастеров, те уже выбирают локацию, замок с определенным количеством закрепленных людей. На оформление замка идут организационные сборы. Люди всегда борются, чье здание лучше, чьи костюмы красивее. Перед игрой все строится. Ключевые роли распределяются по опытности и антуражу. Если ты хочешь занять определенную позицию, то предоставляешь мастерам фотографии костюма, учитывается и стаж.
Внутри клуба все гораздо проще: мы просто распределяем роли, потому что все друг друга знаем. Если приезжает человек из другого города, он не может занять ключевую роль, поэтому берет чуть менее важную. Мы можем назначить его казначеем, а князем нет.

— Участники клуба не просто сражаются друг с другом, но наверняка развивают и другие навыки.
— Развивается все, что можно развить. Когда входишь в ролевое движение или занимаешься реконструкцией, надо понимать, что придется многому научиться. Нельзя просто все купить: это будет очень дорого, и никто так не делает. Нужно уметь работать с кожей, металлом, глиной. Нужно изучать архивы, книги. Учиться различным видам единоборств. Такие навыки в современной жизни мало понадобятся, хотя человек, который занимается реконструкцией, с первого взгляда может отличить настоящую кожу от подделки, определить прочность ножа. Человек, который занимается ролевыми играми, может уехать в другой город и никогда не потеряется.
— Какие планы у клуба на этот год?
— 22 февраля мы собираемся проводить тимбарные маневры. Собираются люди, выходят в лес, делятся по парам и, как в пейнтболе, охотятся за флагом.
Есть возможность съездить на Чемпионат России по спортивному мечевому бою. Летом мы планируем поехать в Судак, в Генуэзскую крепость, чтобы поучаствовать в недельном фестивале исторической реконструкции.

Елизавета Морохина
Фото Ивана Федосеева