Умница и красавица, всегда готовая прийти на помощь. Дипломированный соцработник Ольга Бабюк, помимо работы в Сыктывкарском госуниверситете и учёбы в аспирантуре, ещё и руководит Центром развития добровольчества в Республике Коми.
— Расскажи о Центре добровольчества в Республике Коми. Как, когда, кому пришла в голову идея его создать, как ты там оказалась?
— Официально, по документам, он был создан год назад, 25 сентября 2013 года. Идея его создания зрела давно. В Сыктывкаре существовали добровольческие площадки, которые не были оформлены как юридические лица. Зачем оформлять? Чтобы получать гранты. Каждому добровольческому объединению вести бухгалтерию и прочую бюрократическую работу очень сложно. Не было юридически заверенной площадки, которая была бы при этом независимой. Был Координационный совет волонтёров при Министерстве образования Коми. Но это подведомственная структура, а хотелось самостоятельности. Поэтому не раз поднимался вопрос о создании подобной республиканской площадки. Сыктывкарский государственный университет выступил инициатором, потому что руководство вуза понимает, что нужно объединять добровольчество, это большая движущая сила.
Основную работу мы ведём на базе университета, потому что здесь есть площадки, где мы можем проводить обучение. Основная идея Центра – проведение обучения добровольцев. Пока мы обслуживаем только массовые мероприятия, потому что силы волонтёров сейчас очень востребованы, а какой-то команды раньше не было. До этого людей собирали из разных объединений, а сейчас есть сплочённая группа ребят, которые уже обслуживали разные мероприятия и зачастую знают лучше самих организаторов, чем они должны там заниматься и как лучше выстроить свою работу.

— Ты сказала, что хотели быть независимыми, но сейчас зависите от Сыктывкарского университета…
— Когда кто-то помогает тебе работать, ты ему всё равно что-то должен. Университет нам очень помогает, мы много что получаем, чего не было при Координационном совете. Там мы отчитывались, а конкретной поддержки не имели. Здесь не зависимость, а взаимовыгодное сотрудничество.
— Помнишь свою первую акцию, в которой участвовала?
— Всем всегда рассказываю, что в добровольчество пришла через чаепитие. У нас в университете существовало и сейчас существует объединение «От сердца к сердцу», откуда я и начала свой добровольческий путь. Нам, первокурсникам, рассказали, что есть такое движение, я туда и записалась. Потом пригласили на чаепитие, приуроченное ко Дню добровольцев 5 декабря. Там распределялись роли на ближайшие мероприятия. Мне отвели роль фотографа на благотворительном обеде для инвалидов, потому что все остальные волонтёрские должности были уже заняты. Я это мероприятие сфотографировала, было очень интересно.
Потом ребята проводили игры для детишек, я их фоткала. В общем, понравилось. Так что сначала я была фотографом нашего объединения, потом стала руководителем проекта, потом назначили руководителем добровольческого движения университета. Но ребята из «От сердца к сердцу» про меня не забывают, вот буквально сегодня мы ездили проводить для них семинар. Мы дружим и очень много акций с ними делаем.
— Какие сейчас направления деятельности вашей организации?
— В основном это сервисное волонтёрство – обслуживание мероприятий. У нас есть опыт обучения волонтёров, проводим различные тренинги по добровольчеству. Этим летом выезжали от университета в Ростов на Всероссийскую школу «Лидер XXI века», проводили учёбу для других регионов. Сейчас планируем делать какие-то свои акции, но не браться за проекты по пожилым или детям, потому что есть объединения, которые это делают. А мы хотим попробовать иное. Например, в других городах проходят разовые акции «Добрый Петербург» или «Добрая Пермь». Но пока всё в планах. Ближайшее, что мы придумали, 15 ноября – День вторичной переработки, мы будем собирать макулатуру.
— Сколько под твоим началом волонтёров, если это вообще возможно посчитать?
— Посчитать очень сложно (смеётся). Можно сказать, что есть команда ребят, которая участвует практически во всех мероприятиях, становятся руководителями каких-то определённых направлений – это человек пятнадцать. Это те люди, в которых я уверена, которые меня никогда не подведут. И каждый раз под определённые акции привлекаются определённые люди. Когда были «Люди леса», я набрала 120 волонтёров за очень короткие сроки. Интересно, что взрослые люди тоже обращаются. Как-то к нам пришла женщина и сказала, что хочет с сыном нам помогать участвовать в мероприятиях. Говорят, что у волонтёрства студенческое лицо, но есть исключения.
— Сложно ли привлечь молодёжь работать «за спасибо»?
— Не могу однозначно ответить. Люди идут работать, если знают организацию, знают человека, который в этой организации работает. Лично мне кажется, что роль играют именно личные отношения. Сколько бы я ни знала объединений, сердцем всегда является руководитель. Для ребят значимо, какая сформировалась команда. Что не только проходит работа по мероприятиям, но и собираются где-то вне работы. Ну и, конечно, грамоты, футболки, бэйджики. Большинство ребят коллекционируют бэйджики волонтёров, аккредитации. Это здорово и очень для них важно. Кстати, сейчас проблема, что волонтёрам ничего не дают, они работают, даже элементарного бэйджика у них нет. Приходится выпрашивать, как-то договариваться, чтобы нам хоть что-нибудь выделили. Ребята обижаются, когда им на память о работе ничего не остаётся.

— Как оценишь состояние добровольчества в нашем регионе?
— У нас довольно сильное добровольческое движение. Но есть к чему стремиться, над чем работать. Многие акции у нас довольно примитивные: все работают с детьми, и мы будем работать с детьми. Мало уникальных проектов. Есть интересный проект «От сердца к сердцу» с настольными играми. Эту идею подхватили, теперь она по всей республике распространилась и уже не является уникальной. У объединения «Свет добра» есть проект паспортизации кладбища. Он уникальный для республики, за него никто не берётся, потому что это сложно и не очень интересно. А вообще ребята хорошо работают, много сильных проектов. Порой говорят, что добровольцев слишком много, и делают они одно и то же. Я с этим не согласна.
— Кстати, как относишься к коллегам? Например, к активным в медиа-пространстве «Волонтёры Коми – команда Гайзера» и руководителю этого движения Дмитрию Плотникову?
— С Дмитрием мы неоднократно начинали общаться, пытались сотрудничать, каждый был настроен на разговор. Потом, видимо, разошлись идейно, кто в чём хочет работать. Но у них тоже есть своя команда, которые делают добрые дела. Это здорово! Возможно, лично я не очень позитивно отношусь к каким-то акциям, которые они проводят. Я против того, чтобы добровольчество было политическим. Я понимаю, что есть люди, которые этим занимаются, гражданские активисты, например. Не надо их путать с добровольцами. Несколько лет назад, когда была сильной «Молодая гвардия», она всё же была политической организацией. И это здорово, что у нас есть политические организации. Но когда говорят, что «Волонтёры – то-то, то-то», то лично для меня это другое. Поэтому я негативно отношусь к постоянному употреблению слова «волонтёр». Теперь любого аниматора готовы назвать волонтёром, пускай он работает бесплатно.
А так, все волонтёры стараются друг с другом дружить. В чём-то поддерживать. И сейчас перед нами стоит цель, чтобы волонтёры, для начала, сыктывкарских ссузов и вузов, не дублировали друг друга, а разработали какой-то комплексный проект, который бы охватывал бы какие-то конкретные учреждения. То есть какое-то учреждение могли бы взять на себя несколько добровольческих движений: одни будут проводить там праздники, другие – мастер-классы, третьи – фильмы показывать. Можно это проработать и спланировать. Пока это идея и мечта. Но если раньше мы мечтали, что у нас будет свой центр, который объединит разные ссузы и вузы, то он у нас уже есть. Теперь надо шагать дальше. Если у нас всё получится, то в октябре мы проведём школу для добровольцев города, и там создать комплексный проект, который потом постараемся реализовать.
— Кем ты себя видишь в будущем?
— Преподавателем. Я очень хочу преподавать, стремлюсь к этому, для этого поступила в аспирантуру. Добровольчество бросать пока не думаю, потому что это моя жизнь, у меня две дипломные работы написаны на эту тему. Это моё. Но каждый проект когда-то должен завершаться. Когда я стану постарше, я стану только преподавателем и буду, может быть, помогать добровольцам не активной деятельностью, а консультировать.
Беседовал Илья Баканов
Фото Ивана Федосеева