В защиту видеоигр

«Сколько времени можно проводить за этим чёртовым компьютером! Лучше бы шёл на улицу!» — часто может услышать от родителей геймер-школьник. Действительно, сколько можно бесконечно рубиться в Доту и не замечать окружающего мира? Или всё-таки поиграть ещё часок?

Спор о том, насколько большой вред оказывают видеоигры на человека, ведётся, наверное, с самого первого понга. В те времена защитникам индустрии нечего было возразить, потому что играть тоже было особо не во что. Но время идёт, и эта сфера активно развивается.

Одним из самых сильных аргументов в пользу запрета некоторых видеоигр считается мнение, что они развивают в человеке жестокость и равнодушие. Это в дальнейшем приводит к трагедиями, вроде Колумбайна, или единичным фактам насилия, типа убийства из-за Counter-Strike.

Да, Эрик Харрис и Дилан Клиболд увлекались Doom’ом. Да, некий школьник формально совершил зверское преступление из-за запрета на игру. Но каков вклад именно игр в эти злодеяния?

Чтобы взять ружьё и хладнокровно расстрелять несколько человек, нужно нечто большее, чем подражание бойцу спецназа из популярного во всём мире шутера. Преступление (если оно совершается не под давлением авторитета) требует особых качеств характера и особого социального окружения. Убийца должен либо быть нездоровым психически, либо доведённым до отчаяния. Чаще всего, и то, и другое складывается вместе.

Насколько же виноваты видеоигры? Да, они могут составлять пару процентов от уровня агрессивности человека, но где же тогда остальные 98? Почему 17-летний подросток целыми днями убивает виртуальных противников, забыв обо всём на свете? Может, проблема не в игре, а в воспитании и окружении?

На днях учёные выяснили, что видеоигры вообще-то делают детей спокойнее. То есть никаких суицидальных мыслей и социопатии у подростков не должно возникать. Правда, касается это только ребят, проводящих за компьютерами и приставками не более часа в день. Если ребёнок играет больше трёх часов в сутки, то уровень неудовлетворённости жизнью резко подскакивает.

Ничего удивительного в этом нет. Абсолютно любое чрезмерное увлечение чем-либо ведёт к негативным последствиям. Если ты будешь всё время посвящать любимому человеку, рискуешь остаться без друзей и работы. Если будешь зарываться в книги, потеряешь навыки общения с людьми. Если начнёшь по шесть часов в день зависать в спортзале, забудешь про мозг.

Гармоничное развитие человека, о котором речь шла ещё в Античности (если не раньше) строится как раз на том, что сознание личности должно быть открыто для нового. Запрет на что-то лишает возможности развития.

Никто не заставляет играть (в отличие, скажем, от уроков литературы). Но есть в мире видеоигр вещи, которые если не являются произведениями искусства, то очень близко к ним подошли.

Почему, собственно, нельзя отнести игры к сфере творчества? Это то же самое переосмысление действительности и создание нового произведения. Играми можно восхищаться с точки зрения графики, звука, сюжета и совершенно уникального явления — геймплея. По сути, они объединяют в себе особенности практически всех сфер искусства, за исключением разве что пластических (пока), и при это добавляют интерактивность.

Игры являются порождением эпохи постмодернизма. Ты волен выбирать варианты развития действия, причём шанс повторить прохождение почти нулевой. Алгоритм может быть один и тот же, но итог, в чём бы он не выражался: очках, убитых противниках, счёте на табло — каждый раз отличается. В этом и состоит прелесть — ты сам начинаешь творить, становишься соучастником произведения. Скептики возразят, что это псевдоучастие, но взгляните, например, на бои профессионалов по Ultimate Mortal Kombat 3. Разве это не завораживает, разве это не хочется пересматривать по несколько раз?

Чтобы твоё произведение стало классикой, надо приложить немало усилий. Талант, как бы он не был велик, требует многих лет учёбы и усердной работы. Зато потом за работой мастера можно наблюдать десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями.

Игроделы — тоже творцы. Никто не станет спорить, что есть игры хорошие и игры плохие, игры на любителя и игры, созданные для убийства времени. Точно так же в литературе есть Толстой и Бенедиктов, Берроуз и Донцова. Если судить по второй и четвёртой категории, то никакого вкуса не разовьётся. Но стоит только засесть за действительно качественный продукт и отбросить все стереотипы, как открывается совершенно новый мир.

Мы можем любить The Wolf Among Us за нетривиальную графику и лихо закрученное действие. Просто посмотреть его прохождение на Ютьюбе будет уже занимательно. Мы можем любить старый ShiningForce 2 за один из самых продуманных сюжетов в истории видеоигр и наслаждаться этим. Мы можем любить Dota 2 за бесконечное количество возможных тактик. Уверен, что в Доте, как и в шахматах, до сих пор не было сыграно ни одного идентичного боя. Мы можем любить Counter-Strike за лёгкость и непринуждённость геймплея. И в этом нет ничего плохого, пока игры не начинают доминировать над жизнью.

Играйте в хорошие игры и наслаждайтесь процессом.

Алексей Боровенков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *